Профессионализм и отвага, или Статистический портрет конкурсанта

26.03.2018

Сначала о… корифеях.Наибольшей популярностью пользуются следующие дисциплины (анализ по выбору предмета для проведения урока): историю и обществознание преподают 6 человек, английский язык – 4, математику (алгебру и геометрию) – 4, русский язык – 3, биологию, информатику, физкультуру, литературу – по 2, физику, химию, географию, изо, технологию, музыку, окружающий мир – по 1. Думаю, что в таком предметном многообразии отразилась не только объективная работа жюри, но и возросшее внимание к развитию исторического мышления, гражданского самосознания. Конечно, многое может сказать о конкурсантах стаж трудовой деятельности и аттестационная категория. Я была удивлена, что среди 32 человек четверо (12,5%) имеют стаж работы от 3,5 до 5 лет. Им бы ещё участвовать в номинации «Педагогический дебют», а они замахнулись на… святое. Что это? Кто-то скажет нахальство, а я скажу – отвага! Кто-то скажет – тщеславие, а я скажу – честолюбие! Если человек чувствует в себе силы, почему бы и не рвануть в заоблачные выси профессии. Да, кто-то обожжётся, но – надеюсь – не разочаруется в своём поступке, приобретёт бесценный профессиональный и психологический опыт конкурентной борьбы.

Продолжу работу с цифрами. От 6 до 10 лет проработали на ниве просвещения 13 человек (40,6%), от 11 до 20 – 11 (34,4%), свыше 20 лет – 4(12,5%). Посмотрите, как всё гармонично: уравновешивает участие супермолодёжи участие суперпрофессионалов, за плечами которых не одно поколение учеников! Но, какой бы стаж ни имели участники, они стали победителями конкурса в своих территориальных образованиях. В графе «Аттестационная категория» находим следующие данные: первую категорию имеют 18 конкурсантов (56, 25%), высшую – 10 человек (31,25%), 4 человека (12,5%) категорию не указали.

Мне, признаюсь, казалось, что конкурсанты предпочитают давать уроки у старшеклассников: выше уровень знаний, оперативного и эмоционального мышления, лучше сформированы качества речевой коммуникации, гражданская позиция. Но я ошиблась, несмотря на сорокалетний опыт работы. Из 32 участников 21 человек (65,6%) для своих уроков выбрали среднее звено, причём в 11 случаях остановили выбор на пятых классах, хотя именно эта возрастная группа считается проблемной. 5 человек (15,6%) будут давать свои уроки в начальной школе. В старшем звене проявят свой педагогический талант только 6 конкурсантов (18,8%).

Анализ участников номинации «Педагогический дебют» выявил сле-дующие тенденции. Наибольшее количество конкурсантов – 5 (20%) – преподают иностранный язык, 4 человека (16%) – русский язык и литературу, столько же – 4(16%) – преподают в начальной школе, 3 педагога (12%) – историю и обществознание, по 2 (по 8%) – физкультуру, географию, физику и математику. Среди дебютантов, если сравнить с «главной» номинацией, не представлены такие предметы, как химия, биология, музыка, технологи и, что странно, информатика, самая что ни на есть молодёжная дисциплина!

Стаж до двух лет – у 10 конкурсантов (40%), от двух до трёх – у 14 человек (56%), 1 проработал 4,5 года (4%). Сегодня в образовании созданы все условия для выявления талантливой молодёжи – вот о чём, на мой взгляд, свидетельствуют эти цифры! 3 человека уже аттестованы на 1 категорию (12%).

НО самая главная тенденция: вырос – и существенно! – процент мужчин! Если среди участников конкурса «Учитель года» их всего двое (6%), то в «Педагогическом дебюте»–уже семеро (28%). Так хочется, чтобы они не разочаровались в выбранной профессии и не искали иной судьбы.

Главный вывод лежит за пределами сухой статистики: педагогический талант можно проявить в любой образовательной области, если ты влюблён в профессию и предмет, который стал частью твоего существа, стержнем души; если ты стремишься к совершенству и готов учиться не только на собственных уроках, но и у своих соперников. Если твой учитель – вся жизнь!

И. Миляева, руководитель пресс-центра,
заслуженный учитель РФ.
 

дата создания: 27.03.2018 14:44, дата последнего изменения: 27.03.2018 14:52